Статьи

СДВГ и нейрофидбек — обзор научных статей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является одним из наиболее распространенных расстройств у детей и подростков. Основными проблемами являются: трудности в обучении, несмотря на достаточно высокий интеллект, эмоциональная неустойчивость, непослушание, упрямство, недесциплинированность.

Нейрофидбэк, нефармацевтический метод коррекции СДВГ, всё чаще используется в лечении и психологической помощи.

Устойчивые эффекты нейробиоуправления при СДВГ: систематический обзор и метаанализ

Джессика Ван Дорен, Мартин Арнс, Хартмут Генрих и другие

Eur Child Adolesc Psychiatry 2019 Март; 28 (3):293-305. DOI: 10.1007/s00787-018-1121-4

Заключение.

Наши метааналитические результаты наблюдения лечением нейрофидбеком позволяют предположить, что наблюдается устойчивое уменьшение симптомов с течением времени по сравнению с неактивными контрольными состояниями. Наблюдаемые здесь улучшения сопоставимы с активным лечением (включая метилфенидат) при краткосрочном FU продолжительностью 2–12 месяцев.

Таким образом, Neurofeedback можно рассматривать как немедикаментозный вариант лечения СДВГ с доказательствами эффективности лечения, которые сохраняются после завершения лечения и его отмены.

Будущие исследования должны быть сосредоточены на сравнении стандартизированных методов лечения NF со стандартными контрольными методами лечения с учетом неспецифических эффектов и изменений в дополнительных методах лечения (лекарствах). Учитывая необходимость дополнительных методов лечения СДВГ с долгосрочными результатами, клинические испытания NF должны быть направлены на измерение первичных результатов, которые сравнивают предварительный курс лечения с систематическими долгосрочными поведенческими оценками при последующем наблюдении, чтобы обеспечить устойчивость эффектов.

Подробнее Текст статьи

Рандомизированное контролируемое исследование по изучению эффективности нейробиоуправления, поведенческой терапии и фармакологии после лечения при измерении СДВГ

Журнал: Журнал расстройств внимания ,: 2017 , ISSN: 1557-1246

Карлос Камачо Мартинес Вара де Рей и другие

Метод: Пятьдесят девять детей с СДВГ (M = 8,80 лет, SD = 1,92 года) были случайным образом распределены на одно из трех курсов лечения в рамках схемы оценки до/после. Шкалы СДВГ, оцениваемые матерью и учителем, и дети оценивались с помощью Интегрированного визуального и слухового непрерывного теста производительности (IVA/CPT). Результаты: Три метода лечения были эффективны по IVA/CPT, но с разными тенденциями. BT и особенно Neurofeedback достигли улучшения контроля реакции и внимания, а PH — главным образом зрительного внимания. По рейтинговым шкалам BT улучшил все показатели, а Neurofeedback и PH оказали незначительное, но интересное влияние. Вывод: с глобальной точки зрения поведенческая терапия дала наиболее обширные результаты, но ПГ обладал наибольшей способностью улучшать общее внимание. Neurofeedback смог улучшить как контрольную реакцию, так и невнимательность.

Текст статьи

Результаты нейробиоуправления в лечении детей с СДВГ: систематический обзор рандомизированных контролируемых исследований


Альмудена Кано Креспо, Инмакулада Морено Гарсия, Франсиско Хосе Ривера де лос Сантос 1 января 2022 г. ООО «Спрингер Сайенс энд Бизнес Медиа»DOI: 10.1007/S10484-022-09547-1

Систематический обзор конкретных научных исследований, опубликованных в 1995–2021 гг., в которых выявляются и анализируются рандомизированные контролируемые исследования (РКИ). Всего было выявлено 1636 статей, 165 из которых соответствовали критериям включения, из них 67 были РКИ. Обучение нейробиоуправлению было связано со значительным долгосрочным уменьшением симптомов СДВГ.

Текст статьи

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и современные возможности его лечения методом нейробиоуправления

А.И. ФЕДОТЧЕВ1*, А.А. ЗЕМЛЯНАЯ2, С.А. ПОЛЕВАЯ3, Л.В. САВЧУК

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 5, 2016

Механизмы лечебного действия НБУ (нейробиоуправления) при СДВГ до конца не выяснены, хотя большинство авторов главную роль отводят структурным и функциональным изменениям нейронных образований мозга в процессе тренировок. Согласно одним представлениям, потенциальными механизмами НБУ являются перестройки нейронных сетей, включая увеличение их глобальной взаимосвязанности и нейропластичности [..] . Другие авторы [..] предлагают две модели: «обусловливания и ремонта», предполагающую восстановление нейронных дисфункций в процессе оперантного обусловливания, и «приобретения навыка», подчеркивающую важность целенаправленного обучения подавлению симптомов СДВГ напрямую через использование когнитивно-поведенческих стратегий. Еще одна группа авторов [23] считают, что НБУ осуществляет настройку колебаний электрической активности мозга на такой гомеостатический уровень, который обеспечивает оптимальный баланс между гибкостью и стабильностью нейронной сети.

Многочисленными исследованиями последних лет продемонстрирован ряд преимуществ использования метода НБУ при лечении СДВГ. Так, подчеркивается [..], что он характеризуется неинвазивностью, практическим отсутствием противопоказаний, хорошей переносимостью и долговременными поведенческими эффектами.

Текст статьи

Нейрофидбэк

Нейрофидбэк (neurofeedback) – это современный метод обучения и тренировки  человека, позволяющий регулировать собственную мозговую активность.  Простыми словами – учим мозг работать более эффективным и здоровым способом.

Используется  специализированное оборудование, которое во-первых снимает сигналы активности головного мозга, а во-вторых, позволяет организовать биологическую обратную связь в удобной для восприятия форме в виде диаграмм, линий или даже в игровых образах.

Если говорить простыми словами, нейрофидбэк это возможность научиться управлять своим мозгом через игру, которой мы управляем не руками, а меняя свою мозговую активность.

Так как этот метод не инвазивный, и в нём не используется фармакологические препараты он очень безопасный. И может быть использован детьми и беременными женщинами.

На данный момент большая часть оборудования для нейрофидбека реализована через снятие электрической активности мозга при помощи электроэнцефалограммы (ЭЭГ). (Второй способ это использовать магнитно-резонансную томографию и отслеживать гемодинамические реакции (изменения в токе крови). Очень большое оборудование, как следствие – очень дорого, и практически не доступно).

Итак, Вы решили «прокачать» свой мозг, научиться меньше тревожиться, и лучше концентрироваться на важном.

В кабинете нейрофидбек тренинга Вы сядете в удобное кресло, а специалисты закрепят на голове специальные датчики – электроды электроэнцефалографа. Через Bluetooth  аппарат будет передавать информацию об электрической активности мозга на компьютер в режиме реального времени.

Программный комплекс будет обрабатывать поступающие сигналы и высчитывать паттерны и ритмы ваших мозговых волн (альфа, бета, тета, дельта и гамма).

В это время на мониторе будут идти инструкции про задания, которые нужно будет выполнять (разумеется по принципу «от простого – к сложному»).

Например, красивая картинка или видео будет сохранять четкость, только если Вы сможете мозг в нужном состоянии.

И тогда даже не чувствуя напрямую активность своего мозга, Вы начинаете ей управлять и контролировать через косвенные подсказки от системы.

Неискаженное видео и музыка без шума является «наградой» для нашего мозга, когда он работает эффективно. И он найдет способ улучшить собственную работу.

Через нейрофидбек мы обучаемся саморегуляции очень высокого и тонкого уровня.

То есть можем улучшить когнитивные функции и способность концентрировать внимание, обрести большую эмоциональную стабильность и стрессоустойчивость, повысить работоспособность. Через тренировку альфаритмов мозга мы можем научиться глубже расслабляться и нормализовать сон.

На текущий момент, проведено много исследований, и доказана клиническая эффективность Нейрофидбэка при лечении различных заболеваний и расстройств психики:

синдром дефицита внимания — гиперреактивность (СДВГ),

тревожные расстройства,

депрессию

ПТСР

эпилепсию.

В отчетах по безопасности нейрофидбэка редко упоминаются серьезные побочные эффекты. Когда они происходят, это чаще всего бывают кратковременные явления, такие как усталость, головная боль, не комфорт или кратковременное усиление симптомов.

После прекращения сессии нейрофидбэка эти симптомы обычно исчезают. Важно также упомянуть, что любые побочные эффекты могут быть минимизированы под надлежащим руководством квалифицированного практика. Несмотря на это, требуется больше исследований для полного понимания возможных рисков.

Кому не рекомендуется тренировки на нейрофидбек оборудовании:

  • Детям  младше 5 лет;
  • Если у Вас расстройство личности или психотическое состояние;
  • Если у Вас инфекционное, соматическое или эндокринное заболевание в стадии обострения;
  • При грубых нарушениях памяти, внимания, интеллекта;
  • Отдельные виды эпилепсии;

Совладание с синдромом Туретта. Поведенческие интервенции для детей и взрослых.

Руководство психотерапевта

Managing Tourette Syndrome. A Behavioral Intervention for Children and Adults. Therapist Guide

Авторы: Вудс Дуглас В., Пьянчентини Джон К., Чанг Сюзанна В.

Для кого: психотерапевтов, психологов, родителей

В этом руководстве описывается терапевтический подход основанный на поведенческой психотерапии. Основная цель программы — научить пациента эффективным навыкам управления нервным тиком.

Читать далее «Совладание с синдромом Туретта. Поведенческие интервенции для детей и взрослых.»

Трихотилломания

Трихотилломания (Trichotillomania) — это психическое расстройство, при котором человек регулярно выдёргивает волосы на различных частях тела. Болезнь приводит к облысению, заставляет человека страдать из-за такой особенности. Зачастую у человека возникают нарушения в личной, семейной, профессиональной сферах жизни, что в целом снижает её качество.

Важно, что присутствуют безуспешные попытки уменьшить или прекратить этот процесс.

В МКБ-10 трихотилломания включена в раздел «расстройства привычек и влечений» (F63)
Включена в DSM-IV (1994г), группа «расстройства контроля импульсов»

В МКБ-11 трихотилломания отнесена в подгруппу «патологические телесно направленные повторяющиеся действия» (body focused repetative behavior disorders – BFRB), которая входит в раздел «обсессивно-компульсивные и сходные расстройства». 

Классификация трихотилломании в МКБ-11

Симптомы

Причины

Коморбидность

трихофагия

Как избавиться

Болезнь, расстройство

врач

у подростков у детей

Рекомендации для родственников

Что почитать

Форумы

Список литературы

  1. Тихоновская И. В., Лесничая О. В. Трихотилломания: клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение // Медицинские новости. — 2014. — № 1. — С. 12–15.
  2. Трихотилломания // МКБ-11. — 2023.

Эндогенная депрессия

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) классифицирует депрессию как «крупнейшую причину нетрудоспособности во всем мире». Женщины страдают ею в два раза чаще, чем мужчины. Это опасное состояние, требующее обязательного контроля.

Эндогенная депрессия: симптомы

Под определением понимается эмоциональное расстройство, вызванное изменением уровня гормонов. У индивида снижается настроение и затормаживаются мыслительные процессы. Он перестает быть активным. Заболевание также проявляется чувством одиночества, замкнутостью и отсутствием положительных эмоций. Новая информация усваивается с трудом, а интеллектуальные задачи и вовсе не решаются.

Читать далее «Эндогенная депрессия»

Семинар Кавказ 2023

В чём уникальность семинара?

Во-первых, никто кроме нашей команды не проводит ничего подобного.

Много вариантов поехать в тренировочный выезд на скалы со скалолазной секцией, или на психологический семинар на природе.

А так, чтобы психотерпия стала экстремальной и на 100% телесно-ориентированной — только мы.

Во-вторых, сама команда.  Три тренера в одном месте и на такой срок…

Читать далее «Семинар Кавказ 2023»

Депрессия — когда стоит обратиться к врачу или психологу

Депрессия стало настолько употребимым словом, что многие люди перестали воспринимать  это как серьезное заболевание.

Она действительно может быть достаточно слабой, чтобы не обращаться к специалистам немедленно, но точно требует внести изменения в свою жизнь, пока не стало по-настоящему плохо.

Читать далее «Депрессия — когда стоит обратиться к врачу или психологу»

50 вопросов про панические атаки

Как проявляется паническая атака?

Внезапно ощущается сильная  тревога, беспричинный страх, мысль и ощущение, что я умираю,    ощущение потери контроля над телом. Всё это сопровождается частым сердцебиением, ощущением удушья, нехватки воздуха, головокружением, болью в груди, потливостью, сильным тремором рук и слабостью в ногах.

Часто бывает чувство  дереализации – как будто реальность «плывет» и ты «находишься на дне бочки», а реальность видится и слышится издалека.

Бывает тошнота, рвота.  Часто встречается онемение конечностей.

Читать далее «50 вопросов про панические атаки»

Как правильно дышать при панической атаке, чтобы успокоиться

В момент панической атаки у человека не так много инструментов и возможностей, чтобы самостоятельно справиться с панической атакой.

И дыхание – это тот инструмент, который у нас всегда с собой, пока мы живы.

В этой статье ответим на вопрос «Как выйти из панической атаки дыханием?»

Правильное дыхание при панических атаках эффективно помогает, через два механизма:

Читать далее «Как правильно дышать при панической атаке, чтобы успокоиться»

Как помочь человеку с ОКР?

В статье попробую ответить на вопрос:

Как общаться и вести себя с человеком, у которого ОКР, чтобы ему помочь?

Есть три составляющие, без которых преодолеть психическое расстройство практически невозможно:

  • Мотивация самого человека
  • Навыки для преодоления
  • Поддержка социального окружения (семьи)

И эта статья посвящена третьему пункту – как помочь близкому человеку с ОКР, а не навредить.

Читать далее «Как помочь человеку с ОКР?»

Сила есть, ума… с запасом?

Большое количество исследований на людях показало, что регулярные аэробные упражнения (например, 30 минут каждый день) вызывают стойкие улучшения определенных когнитивных функций, нейропластичности и поведенческой пластичности, когнитивного контроля поведения, пространственной и рабочей памяти.

Нейробиологические эффекты физических упражнений многочисленны и включают широкий спектр взаимосвязанных воздействий на структуру мозга, функции мозга и когнитивные способности.

И именно поэтому всем своим клиентам с депрессией всегда рекомендую самый дешёвый антидепрессант с минимум побочных эффектов – прогулки на свежем воздухе.

Но что касается силовых тренировок и мышечной ткани?

Читать далее «Сила есть, ума… с запасом?»

Когнитивные искажения

Статьи на сайт пишу для своих клиентов, чтобы был лёгкий способ повторить или подробно изучить вопросы, обсуждаемые в ходе сессии.

Поэтому, от простого и легко применимого — к более сложному.

Когнитивные искажения — это мыслительные установки, которые срабатывают регулярно, автоматически и являются ошибочными и неадаптивными (не помогают нам в жизни).

То есть они некорректно описывают реальность, но мы в опоре на них принимаем решения, или меняем своё эмоциональное состояние (как правило в негативную сторону).

Так как все когнитивные схемы служат инструментом выживания в эволюционном процессе, они помогают быстро обрабатывать происходящие события (угрозы), поэтому передаются «из поколения в поколение».

Читать далее «Когнитивные искажения»

Мышечная релаксация по Джекобсону

Прогрессивная нервно-мышечная релаксация по  Джекобсону это комплекс упражнений, в котором мы последовательно очень сильно  напрягаем и расслабляем группы мышц.

В методике Джекобсона мышечная релаксация проводится последовательно по следующим участкам тела:

Читать далее «Мышечная релаксация по Джекобсону»

Депрессия у подростков

В последние время многие специалисты отмечают увеличение обращений родителей подростков к специалистам с проблемой депрессии.

 Ритм современной жизни не позволяет многим  родителям полноценно общаться со своими детьми.

Кроме того экспоненциальное развитие интернет технологий создаёт «generation gap » гораздо раньше, чем 20 лет назад.

Плохое или переменчивое настроение у подростков – это часто встречающееся  явление и в большинстве случаев обосновывается гормональным скачками организма и сложностями социального взаимодействия в этом возрасте.

А может быть и первыми признаками депрессивного расстройства,и важно не упустить момент и оказать своёму ребёнку помощь своевременно — очень важна задача.

Читать далее «Депрессия у подростков»