Когнитивные искажения

Статьи на сайт пишу для своих клиентов, чтобы был лёгкий способ повторить или подробно изучить вопросы, обсуждаемые в ходе сессии.

Поэтому, от простого и легко применимого — к более сложному.

Когнитивные искажения — это мыслительные установки, которые срабатывают регулярно, автоматически и являются ошибочными и неадаптивными (не помогают нам в жизни).

То есть они некорректно описывают реальность, но мы в опоре на них принимаем решения, или меняем своё эмоциональное состояние (как правило в негативную сторону).

Так как все когнитивные схемы служат инструментом выживания в эволюционном процессе, они помогают быстро обрабатывать происходящие события (угрозы), поэтому передаются «из поколения в поколение».

Когнитивные искажения вызывают негативные эмоции и приводят к плохому настроению.

Виды наиболее распространённых когнитивных искажений (по мнению когнитивно-поведенческих психотерапевтов):

Долженствование.

Категорически жесткие представления о том, как должны вести себя люди (и я), большой уровень негатива, если происходящее не соответствует этим представлениям.

Существуют три типа долженствований:

— по отношению к себе — «Я должен»

— по отношению к другим людям — «Ты должен», «Вы …»,  «Они …»,

— по отношению к миру в целом — «Мир должен», «Погода …», «Вселенная …», «Высшие силы …».

И если ярко проявляется один тип долженствования, то существуют и два других, даже если и не произносятся вслух.

Так как живая мотивация «Хочу» превращается в «должен», «обязан», «надо», появляется напряжение и негативные эмоции.

Слова-маркеры: должен, обязан, чего бы это не стоило, кровь из носу,  и т.п.

Примеры: «Он не должен был так со мной поступать!»

«Я должна его вернуть, во что бы то ни стало.»

«Я всегда должен совершенно выполнять свои обязанности»

«Они должны войти в положение и всё исправить».

Сверхобобщение.

 Мы делаем общие выводы и правила, основываясь на единичных, частных случаях.

А если что-то вдруг произошло дважды … В попытке «простроить реальность» мозг с легкостью обобщает (додумывает) единичные ситуации на большую категорию.

 Слова-маркеры: всё, все,  никто, всегда, никогда, постоянно.

 Пример:  «Все Раки домоседы, а Весы — нерешительны…»

«Я накричала на ребёнка, значит, я плохая мать»

«Нынешняя молодежь – вся аморальна».

Персонализация.

Человек живёт в полной уверенности, что поведение других людей или происходящие события направлены лично против вас. Даже абсолютно случайным событиям придаётся личная значимость или ответственность.

Слова-маркеры: обо мне, про меня, надо мной, как назло …

Пример: «Когда я зашёл в кабинет, они все смеялись надо мной»

«Он выглядит недовольным, значит я сделала что-то не так.»

«Я пробил колесо, это мне указание от судьбы на то, что не нужно мне было туда ехать».

Черно-белое мышление (дихотомическое, «всё или ничего»)

Оценка событий, людей, явлений, результатов только с крайних позиций ( хороший/плохой, восхитительный/уродливый, круто/ отстой, прекрасный/ужасный).

То есть серединных состояний в восприятии не существует.

Слова-маркеры: или…или.., да-нет, все или ничего и т.п.

Пример:

«Если я не сдам экзамен на пятёрку, это будет катастрофа»

«Ты или победитель, или лузер и ничего не стоишь…»

«Он не похвалил мой обед, значит он совершенно меня не ценит …»

Катастрофизация.

В ситуации видится и предполагается самый негативный сценарии исхода. При этом его вероятность и степень тяжести очень преувеличиваются.

Слова маркеры: полный провал, кошмар, ужас, я не переживу….  

Примеры:

«Если она меня бросит, я этого не переживу».

«У меня опять болит голова, наверное это опухоль».

« Они попали под дождь, у них будет воспаление лёгких».

Чтение мыслей.

Вы точно знаете, о чем думают и чувствуют другие люди, а также мотивы и причины их поступков.

Часто свои мысли о других людях воспринимаются как факты, даже без попытки их проверить.

Слова маркеры: она думает, он хочет, он должен был догадаться, они решат.

Примеры:

«Он думает, я полная дура!»

«Если я получу тройку, все решат, что я тупой»

«Она не захотела выпить со мной кофе потому, что я ….»

Обесценивание и игнорирование позитивного опыта.

 Вы считаете, что ваше участие в позитивных событиях даже не стоит учитывать. Что это просто счастливое стечение обстоятельств.

Собственные результаты или качества обесцениваются.

Слова-маркеры: да ну ладно, просто повезло, само собой, это ничего не значит…

Пример:

 «Да, я получил много балов на ЕГЭ, но это просто повезло»

«Меня собираются повысить, но это просто случайность»

Навешивание ярлыков.

Вы оцениваете людей и события штампами (общими жесткими характеристиками).  

Большой вред для картины окружающего мира несут негативные ярлыки.

Слова-маркеры: бездарь, тупой, глупый, злой, хороший, …

Примеры:

«Он тупица»

«Я ленивый неудачник»

«Этот человек – редиска»

 Эмоциональное обоснование.

Вы объясняете, что нечто истинно на базе чувств и эмоций (или верите в это), игнорируя доказательства обратного.

 Слова-маркеры: чувствую, интуитивно, переживаю

Пример:

«Я почувствовала себя одиноко, значит он меня не любит»

«Интуиция подсказывает, что у меня ничего не получится»

«Мне он показался неприятным, значит он нас обманет».

Туннельное зрение.

 Избирательное восприятие, когда во внимание берутся только части или отдельные детали. Отбрасывая всё остальное и не видя целого.

Как правило выбираются негативные аспекты и факты или те, которые согласуются с некоей идеей.

Слова маркеры: плохо, не везет, ничего не получается и т.п.

Пример:

«Сегодня был ужасный день: машина долго не заводилась, кофе закончился, босс сделал мне замечание…»

«Ребёнок был чумазый, на столе пролитое молоко, крошки… Она ужасная мать и хозяйка»

Антропоморфизм.

Силы природы, неживые предметы воспринимаются живыми и и действующими, обладающими собственной волей и намерениями в нашу сторону.

«Моя машина не заводилась, значит, говорила мне, что не нужно было туда ехать»

«Ветер специально дул в эту сторону, чтобы мы не смогли….»