Руководство психотерапевта
Managing Tourette Syndrome. A Behavioral Intervention for Children and Adults. Therapist Guide
Авторы: Вудс Дуглас В., Пьянчентини Джон К., Чанг Сюзанна В.
Для кого: психотерапевтов, психологов, родителей
В этом руководстве описывается терапевтический подход основанный на поведенческой психотерапии. Основная цель программы — научить пациента эффективным навыкам управления нервным тиком.
Метод является безопасным научно доказанной эффективностью.
Может применяться как со взрослыми, так и с детьми. Эту терапию можно использовать при любых тиковых расстройствах (включая хронические вокальные, моторные и транзиторные), а также расстройствах BFRB .
Предлагаемый алгоритм представляет собой терапию длительностью 11 сессий и содержит многочисленные компоненты поведенческой терапии, включая тренинг по замещению привычки, тренинг по прогрессивной мышечной релаксации и функциональную терапию.
В главе 2 описывается комплексный подход к оценке пациентов с тиковыми расстройствами. В главе 3 функциональная диагностика и интервенции. В главах 3 и 4 описываются этапы двух процедур, которые осуществляются почти на всех сессиях.
В начале этой программы пациенту предлагается создать иерархию тиков, с которыми он будет работать в рамках терапии.
Важный этап — это развитие способности различать «предшествующие позывы» ( когниции или соматосенсорные ощущения, которые возникают перед совершением тика)
Цель функциональной интервенции состоит в том, чтобы вычленить факторы, усугубляющие тики у пациента, и модифицировать их таким образом, чтобы уменьшить тики и снизить нарушение повседневной деятельности. Навыки совладания с тиком подкрепляются упражнениями по расслабленному дыханию и прогрессивной мышечной релаксации, которые должны помочь пациенту справиться с тревогой.
Глава 4 посвящена тренингу по замещению привычки. Он состоит из следующих этапов:
- тренинг осознанности
- тренинг конкурирующей реакции
- социальная поддержка
Предлагаются способы, чтобы научить пациента переключаться на другое поведение (конкурирующая реакция) на 1 минуту или пока позыв не пройдет.
С тиками работают поочередно, постепенно формируя навыки
Мотивационные сессии помогают укрепить приобретенные в терапии навыки и позволяют пациенту увидеть свое будущее в позитивном свете.